«КИНЕМАТОГРАФИЧНЫЙ АВАНТЮРНЫЙ РОМАН»
Опубликовано 25.10.2016 "URAL MUSIC MAGAZINE"Автор: Дмитрий Карасюк
Оркестр музыкального шума «Яблоки Борджиа» (участник «Ночи музыки–2016) – авторский проект Юрия Ощепкова, поистине уникальный. Группа, которая придерживается традиций мрачных бардов имени Тома Уэйтса, родилась и живет в России. Специально для UMM рецензию на новый альбом коллектива написал архивариус Свердловского рок-клуба Дмитрий Карасюк.
Юрий Ощепков и оркестр музыкального шума «Яблоки Борджиа» «Архи-бар» (2016)
Фантазия слушателей порой не менее причудлива, чем фантазия музыкантов. Она способна вложить в альбом то, чего его авторы, возможно, даже не предполагали, и превратить десяток треков в альбомы-исповеди, альбомы-панорамы, альбомы-энциклопедии…
Работа екатеринбургского коллектива «Яблоки Борджиа» напоминает авантюрный роман. Патриотам Урала не стоит возмущаться, что первая песня посвящена столичной тематике: для Юрия Ощепкова Москва – это не более чем точка на карте, такая же, как Париж, Лион, Камчатка или другие мелькающие в песнях места, удобный пункт для начала повествования. В «Пиратской» песне хриплый голос Ощепкова словно дает команду к отплытию. Редкие в наших рок-н-ролльных широтах виолончель, фагот и вовсе экзотичный терменвокс раздвигают привычные музыкальные границы – согласитесь, результат вполне себе географический. Путешествие продолжается.
Под звуки «Много ли I» перед мысленным взором предстают роброевские шотландские пейзажи, настроение «Крутится ветер ночью» созвучно нью-йоркским страданиям каких-нибудь «Fun lovin' criminals». С criminals на этом альбоме вообще всё в порядке – что за приключенческий роман без преступлений? Поэтому так органично вписались в него и средиземноморские метания героев «Крита» и последрачная рефлексия заглавной песни.
Лирическая тема тоже вплетена в ткань повествования широкими уверенными мазками.
Вряд ли этот роман когда-нибудь будет экранизирован – песни «Яблок Борджиа» настолько кинематографичны, что не нуждаются в дополнительной визуализации. Даже попытки «сыграть» некоторых персонажей песен искаженными голосами вызывают недоумение: зачем? Ведь они прекрасно изображены безо всяких дополнительных выкрутасов.
Три песни в конце преисполнены усталости. Ощущение вполне естественное после долгой дороги. Когда слушаешь их одну за другой, сталкиваешься с троекратным эффектом фальшфиниша – каждая из этих песен могла бы служить достойной кодой альбома. Но разве перед усталыми глазами мореплавателей не возникали многочисленные миражи конечной точки путешествия? А когда уже чуть уставший от усталости слушатель готов смириться с пессимизмом последних музыкальных минут его встряхивает неожиданный финал в виде даже не обозначенного в треклисте, плывущего по небу фокстротообразного «Графа Цеппелина». Продолжение следует…
У этого альбома непростая судьба. Он в прямом смысле прошел через огонь, уничтоживший его рабочую версию. Судя по обилию в текстах песен морей, дождей и прочей H2O, с водой он тоже знаком не понаслышке. Надеюсь, что медные трубы, которые точно грянут после этой несомненной творческой удачи, не превратят «Яблоки Борджиа» в засахаренные сухофрукты. Хочется, чтобы они сохранили свой терпкий и пряный вкус.