Юрий Ощепков и оркестр музыкального шума "Яблоки Борджиа"
официальный сайт
НОВОСТИ
КОНЦЕРТЫ
ПЕСНИ
ВИДЕО
ФОТОГРАФИИ
ОРКЕСТРАНТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
АрхиЛАВКА
Дискография
Пресса
НОВОСТИ
КОНЦЕРТЫ
ПЕСНИ
ВИДЕО
ФОТОГРАФИИ
ОРКЕСТРАНТЫ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
АрхиЛАВКА
Дискография
Пресса
По всем организационным вопросам звоните: +7(922)602-86-99 Татьяна Жинжина.
В дизайне сайта использована графика: Марины Овчинниковой и Сергея Мишаринаs.
Дизайн логотипа: Вячеслав Пономарёв.
© Юрий Ощепков и оркестр музыкального шума "Яблоки Борджиа" 2016 г.
ЮРИЙ ОЩЕПКОВ И «ЯБЛОКИ БОРДЖИА» – «АРХИ-БАР» [НОЯБРЬ 2016]

Опубликовано 15.11.2016 "СУБКУЛЬТУРА"Автор: Мария Скрипкина

Юрий Ощепков и оркестр музыкального шума «Яблоки Борджиа» выпускают новый альбом «Архи-Бар».

Юрий Ощепков – руководитель оркестра и автор песен. Портал «Субкультура» поговорил с Юрием о новом альбоме, предстоящих концертах и о том, что он считает лучшей благодарностью от слушателя.

Юрий, расскажите подробнее, как появился музыкальный оркестр «Яблоки Борджиа»?

Если начинать сначала, то после 10-и летнего перерыва, после роспуска «Августейшей», я начал записывать альбом. Просто хотел записать материал. Записал. И тут связался с Дюшей Прокофьевым, который предложил сделать презентацию в Питере, в «Цоколе». Также, Екатеринбургские знакомые предложили презентовать альбом «МОТ». Вы писали о нём в 2012 году. Так, под это дело мы и решили собрать коллектив из тех, кто принимал участие в записи. И так случилось, что Сергей Смирнов, он в моих проектах играет с 1993-го года, тоже присоединился к проекту. Реанимировать старое название, я смысла не видел и, тогда Олег Румянцев накидал пару десятков вариантов названий. Вот, кстати, я склонен был назвать проект «Территория Тишины», по собственно говоря, Башлачёвской балладе, у него очень мало песен – в основном баллады. Я предложил это название, а на меня парни смотрят как на «новые ворота». Я спрашиваю, мол, чем их оно не устраивает, а они мне говорят – «так Тоша Резников (Антон Стравинский) уже так свой коллектив назвал… уже несколько лет как». Честно говоря, я всегда не очень отслеживал то, что делают другие, и тут вот «сел в лужу». Ну и ладно. Предложенные Олежей варианты были так же непонятными. И вот, как-то ночью он прислал СМС с текстом «Яблоки Борджиа» и всё – пазл сложился. Так вот и образовался проект. Сначала только для презентации пластинки собирались. А там – «коготок увяз – всей птичке пропасть». Сцена ж она, даже клубная, если честно, сродни наркотику – только попробуешь – всё. Более того, если на ней был ранее более 10 лет, то почти безвылазно затягивает на раз, потому что руки-то помнят. Начинаешь жить именно концертами, записями. Если у других людей год делится на праздники, будни и выходные, то у того, кто на сцене – года делятся концертами и записанными песнями. У актёров, кстати, точно такая же зависимость, я много с ними общался, работая в кино, спрашивал.

Как мне известно, «Борджиа» это вообще испанский дворянский род из Арагона. А что Вы подразумеваете под названием «Яблоки Борджиа»?

Тут есть два варианта ответа. Один правильный, а второй мне больше нравится. Озвучу сначала второй: Оба слова раскручены – Apple и Borgia– можно было назвать проще – Битлз, но боюсь, что старик Пол сильно обидится.

А первый: тут речь скорее о том, какими эти Борджиа были «добрыми христианами». В Русской истории такие персонажи тоже были, но об их исполнениях, кроме историков, мало кто знает. Пришлось брать вот этих персонажей, об экспериментах которых с ядами в угощениях для гостей, известно гораздо лучше.

Юрий, скоро состоится релиз нового альбома «Архи-Бар». Поделитесь с читателями, что будет его отличать от предыдущих альбомов?

Это первый полноценный альбом оркестра. Так как, всё-таки «МОТ», я записывал самостоятельно и приглашённые музыканты были именно приглашёнными, то есть делали именно то, что я от них хотел. Тут же есть именно коллективная, творческая составляющая. Песни мои, но они сыгранны так, как их видят музыканты и где-то, этот компромисс с моим видением. Но за четыре года совместной работы, мы всё-таки стали полноценным организмом, то есть разночтений практически не возникает. Бывают споры, но они приводят к тому варианту аранжировки, который устраивает всех за редким исключением. Так что, это именно то, чем является наш оркестр. Коллективный внутренний мир, если хотите, этакий социализм в отдельно взятом коллективе: когда общая цель и решение, этой общей цели, общими силами. Все это под моим чутким руководством. Конечно, работа на результат, а не на выгораживание своего «Я» - мол, посмотрите, как круто я на балалаечке играю. Если вы понимаете, о чём я говорю. Это по внутреннему наполнению, по музыке. А по оформлению физическому – то релиз представляет собой четыре варианта издания. Сразу оговорюсь, что первые три - это издания на физическом носителе интересные именно коллекционерам и людям, у которых дома или в машине приличная аудиосистема, то есть для людей ценящих именно качество звука, которое все сжатия, несмотря на рассказы производителей гаджетов, реально убивают. Я сравнивал диск и мр3 в 320 кбит на одной аудиосистеме, притом бюджетной, совершенно штатной в недорогом автомобиле PEUGEOT. Разница даже там реально колоссальная, хотя жалось профессиональными кодеками на студии где и писались. В порядке бреда поступало предложение издать ещё вариант на виниле, но тут уже извините – никакого бюджета лично у нас не хватит, под винил ещё и мастеринг надо отдельный делать, а это за пределами наших финансовых возможностей на данном этапе. Да все CDдиски так же именно напечатаны, а не нарезаны, на заводе «LazerKraft», что, разумеется, гарантирует, что информация на диске потеряется только при физическом повреждении диска, а не от количества прослушиваний и не от времени, как это случается с дисками, нарезанными в домашних условиях. Там просто совершенно другая технология – идентичная с технологией изготовления винила. Итак, первый вариант, это бюджетный диск, то есть заводской CDв бюджетной упаковке типа «открытка» для продажи только за пределами городов миллионников. Представляете, в провинции до сих пор зарплата в 15 тысяч рублей считается приличной! Так вот специально для них – 150 рублей стоит это издание, которое мы уже напечатали. Второй вариант это «бюджет» тот же заводской CD, но в диджипаке с суперобложкой. Именно такой вариант мы уже напечатали для прессы, тот самый, который у Вас есть. Для продажи напечатаем перед самой презентацией – будет стоить дороже, но в пределах разумного. Третий вариант это коллекционное издание – это книга плюс заводской CD, именно книга, с текстами, фотографиями, комиксом и прозой внутри. Вариант дорогой, но самый такой настоящий что ли… . И потом – так пока еще никто не делал ни у нас, ни на западе. Сейчас именно над нею работаем. Планировали к концу осени закончить, но процесс затягивается – сначала искали верстальщика грамотного – нашли, это Женя Даурова, она верстала последнюю книгу Тараса Трофимова (погибший несколько лет назад фронтмен группы «The Stockman»), потому в теме. Потом, оказалось, что не так-то просто найти приличную типографию, где всё сделают именно так, как свёрстано и, чтоб при этом стоимость продукта не была запредельной. Пока, кстати, не сдали в тираж. Мы продолжаем сбор предзаказов на этот вариант издания. Как только подпишем с типографией договор – прекратим сбор предзаказов и определимся с окончательной стоимостью. Ну и, разумеется, четвёртый вариант мы выложим на «Kroogi.com». Альбом в мр3 плюс книга в формате PDF.
Выложим, разумеется, не для свободного скачивания. Потому что, лучшая благодарность от слушателя – это оплаченная работа. Связываться с агрегаторами типа iTunes и Google Play мы не будем – там слишком высокая комиссия за размещение. Может кого-то и устраивает оплачивать воздух агрегаторам, которые никак не занимаются продвижением альбома, а просто кладут его в копилку – нас это не устраивает. «Kroogi.com» более адекватные ребята, может потому что все они эмигранты из бывшего СССР. А те из слушателей, кто не захочет платить деньги, думаю, легко найдут весь альбом на разных полулегальных ресурсах. Бороться с такими ресурсами мы не собираемся – так как это бесполезно совершенно, да и показывает в реальности кто чего стоит. То есть, если ты считаешь, что можно всё взять на халяву и берёшь – значит, твоя стоимость, как человека, как работника, как профессионала тоже равна нулю, и потому, не стоит удивляться потом, когда тебя не ценят и не платят столько, сколько ты хочешь. Всё в этом мире очень чётко взаимосвязано, в том числе и это. Понимаете о чём я?
Да, понимаю Вас. Но перейдем к следующему вопросу. Возникали ли какие-то интересные или казусные моменты при создании альбома?
Начнём с того, что альбом мы начинали писать в Питере, на студии моего очень близкого друга Андрея Прокофьева – «DUSHA Records». Записали два трека, планировали продолжать, Андрей даже сделал предварительное сведение. Но на студии случился пожар – и всё, что было записано – накрылось «медным тазом», так же и студия Дюши прекратила существование. Наиболее известные записи этой студии это альбомы группы «Аеро План», где Дюша и басист, и «Бро-Саунд», Фёдоров там что-то записывал, если мне память не изменяет и Чистяков уже после освобождения тоже там писал что-то. В общем, очень приличная была студия, и очень досадно, что вот так всё получилось. Потом долго искали студию у себя в городе, чтоб не только оборудование было приличное, а чтоб ещё и звукорежиссёр был ушастый и грамотный. Нашли Антона Буркова. В принципе, из всех студий, где я бывал за всю свою уже не короткую жизнь, эта одна из лучших по техническому оснащению, по помещениям и главное по тому, какой человек всё делает. Потому что, вот у нас же есть студия у Александра Новикова – пересидок поющий шансон, может слышали песенку «Шансоньетка», одно время из каждого утюга играла? Так вот, у него тоже и помещение, и оборудование отличные – одно из тон-ателье Свердловской Киностудии на минуточку, но те, кто им посажен на ручках – они не могут выдать даже полуприличного продукта – даже Аркаша Северный, по-моему, звучит более живо чем то, что Новиков записывает. И потом довольно долго, практически три года, писали альбом. Не потому, что материал был не готов, просто нам же некуда торопиться – потому просто работали над каждым треком, пока не услышим, что вот именно это то, что нам нужно. Наверное, если б мы занимались только музыкой – это всё уместилось бы в более короткие сроки, но всё равно, не в месяц явно – где-то с полгода в общей сложности. В процессе записи нашли, там же у Антона на студии, виолончелиста – совершенно великолепного Дмитрия Яковлева. Теперь он с нами играет на некоторых наших концертах – так как на постоянной основе занят в оркестре, настоящем оркестре с классическими совершенно инструментами, на гастроли с нами ездить у него не получается. Потому, если кто хочет услышать нас с ним вживую – придётся специально в Екатеринбург ехать.
На мой взгляд, стиль песен в альбоме «Архи-Бар» очень легкий и душевный. С помощью какого жанра удается передать такую атмосферу?
Жанр вообще не определяем, и совершенно не важен. Для себя мы его обозначили как Pub-Rock-Blues. Просто для того, чтоб обозначить. Я не очень знаю, как формируют альбомы молодые музыканты. Мы росли на работах концептуальных, взять тех же Кинг Кримсон или Пинк Флойд, Девида Боуи, Лу Рида, Патти Смит, Дорз, где музыка и тексты плотно взаимосвязаны и порядок песен имеет некую внутреннюю драматургию, как это делается в опере, мюзикле. То есть создавать законченную внутреннюю историю для нас это совершенно естественно. И я совершенно не представляю, как можно делать как-то иначе. Не потому что я не умею, может, и не умею, кстати, но прежде всего потому, что мне это не интересно совсем. Парни, с которыми я играю, того же мнения. А альбом этот, для нас, для меня лично, это такая история некоего питейного заведения, просуществовавшего очень не долго. В помещении, где до того была репетиционная база для групп Архитектурного Института, а после студия, где, как я только недавно узнал об этом от Димы Карасюка, архивариуса Свердловского Рок-Клуба, записывался альбом Наутилуса «Разлука». Так вот, это заведение размещалось в середине 90-х и именно в этом помещении. Оно называлось «Архи-Бар» и было очень культовым местом. Хоть и просуществовало недолго. Вот о нём вся эта история. Об этом заведении, где все встречались и общались, и много чего там происходило. Эти истории рассказанные завсегдатаями «Архи-Бара», там же, за третьим столиком справа от входа. Вот как-то так мы выстраивали эти песни. Насколько это у нас получилось – я не знаю. Но честно – мы старались сохранить такую вот атмосферу очень тёплого во все времена года, небольшого заведения с грубой каменной кладкой стен, не дорогим алкоголем и простыми закусками, с очень душевной, человеческой такой атмосферой.
У коллектива планируются выступления? Где они пройдут?
Выступления всегда стоят в планах. К сожалению, Андрей Прокофьев сейчас в силу финансовых обстоятельств после пожара на студии, не может заниматься организацией концертов в Питере, но у нас тут нашёлся один человечек, мой дальний родственник, вот он сейчас на февраль или март попробует сделать у вас несколько концертов с презентацией альбома. Если у него это получится – отлично. У нас в Свердловске, конечно, будут концерты. Презентация запланирована, теперь уже точно, на 20 января 2017 года в зале Дома Писателей на Пушкинской. Сейчас ведутся переговоры с Новоуральском на зимние концерты – тоже презентацию. С Серовым, там сложнее – город не богатый совсем, но публика там просто прекрасная, с Челябинском, с Тюменью, с Ижевском, где я, кстати, родился и прожил до 11 лет, с Пермью. Всё на февраль. То есть, только выпустим все варианты диска и будем ездить, показывать всем. В общем, альбом мы практически закончили – есть повод его показывать во всех городах страны. По-моему, альбом получился. Правда, тут в машине у меня диск в магнитоле оставался и вот еду по делам, включаю и слушаю, и мысль такая – а не плохо парни играют… потом за нею следующая - так ведь это ж мы! Удивление такое самим себе. В общем, мы открыты всем предложениям от площадок страны. А все нужные контакты есть как на сайте, так и на официальных страницах в социальных сетях.

Юрий, чего бы Вы хотели пожелать своим слушателям?

Когда-то в юности я очень скептически относился к пожеланиям здоровья. Потому что здоровья в юности у большинства завались – не хватает денег, любви, признания, жилья… чего угодно, но здоровья в юности у всех навалом. Теперь, я понимаю, что для того, чтоб всё это у тебя появилось – нужно именно здоровье. Поэтому конечно здоровья и разума, чтоб его сохранить.